Внимание, вопрос! Эксклюзивное интервью Максима Поташёва в Минске

17 Июля 2014

Эксклюзивное интервью Максима Поташёва для консалтинговой группы «Максимум», Минск
После завершения июльского тренинга Максима Поташёва в Минске, руководителю консалтинговой группы «Максимум» удалось побеседовать с популярным магистром игры «Что? Где? Когда?» в более уютной обстановке. Максим Щербина задал бизнес-тренеру парочку интересных вопросов, которые будут весьма интересны.
Максим, как можно кратко сформулировать главную ошибку в принятии решений?
На своем тренинге о технике принятия решений я 8 часов рассказывал об ошибках, которые совершаются в том числе и при принятии решений. Поэтому сформулировать это одной короткой мыслю достаточно сложно. Однако, я думаю, что главная ошибка в принятии решений заключается в том, что… люди вообще не задумываются, о том, как они это делают, какими принципами руководствуются.
Тем не менее, главная проблема в том, что и для отдельных людей и для компании решения зачастую принимаются наобум. Без тщательной подготовки. И беда даже не только в том, что они оказываются неэффективными, а в том, что они не оказываются поучительными. Не вырабатывается навык принятия решений, который очень в жизни полезен.
Т.е. в принятии решения важен именно навык? Теория не так важна?
Много чего важного. На самом деле есть достаточно серьёзное теоретическое обоснование тому верному алгоритму, который ведёт к правильному результату. Его тоже желательно знать и понимать. Но естественно теория пуста без практики, без опыта, без ошибок, которые люди в процессе совершают.
Максим, сегодня мы услышали довольно детальный разбор самого процесса принятия решений. А возможно ли бизнесу влиять на принятие решений клиентами? Использовать алгоритмы принятия решений в маркетинговых стратегиях?
Хороший вопрос. Безусловно, огромной ошибкой очень многих компаний разных стран мира, причём самых больших компаний, является следующее.
Выстраивая свою маркетинговую стратегию и стратегию продаж, они недостаточно учитывают именно те поведенческие моменты, которые собственно и характеризуют их клиента, как покупателя и как человека.
В конечном итоге любая продажа – это продажа людям. Независимо от того это розничная продажа или корпоративная. Всегда следует учитывать человеческий фактор. Учитывать те модели поведения людей при принятии ими решений, которые вполне можно смоделировать и описать.
Другой вопрос, что достаточно большая дистанция лежит от теории до практики. Потому что недостаточно просто понимать, как люди принимают решения. Хотя бы потому, что присутствует очень широкий спектр возможных мотиваций, возможных моделей поведения, очень разных для разных людей.
Крайне важно выявить возможные варианты, особенности именно вашей целевой аудитории. Найти то общее, что аудиторию характеризует.
Следующий этап — построение маркетинговой стратегии так, чтобы Ваши действия соответствовали ожиданиям Ваших клиентов. Это тоже отдельная и очень непростая задача.
Какие бы Вы выделили наиболее важные человеческие качества при принятии решений?
Наверное, самое важное качество, с моей точки зрения, это способность учиться. И в первую очередь учиться на своих ошибках.
Очень важно посмотреть назад, на свой жизненный путь. Полезно задуматься, как ранее происходил процесс принятия решения, чем мы руководствовались. И в бизнесе и в жизни это нужно для того, чтобы прийти в ту точку, где находимся сейчас. Постараться выявить те ошибки, которые мы совершили. Для того, чтобы на них чему-то научиться, чтобы их больше не совершать. Вот эта способность к анализу своей деятельности, своей практики, своего опыта- это важнейшее качество. Потому что только так можно действительно этот опыт претворить в какой-то навык.
Соответственно у человека, который постоянно мыслит и постоянно находится в процессе принятия решений, мозг должен быть в постоянном тонусе. Какая для этого нужна тренировка? При какой интенсивности?
На самом деле, это тема моего другого тренинга, посвящённого эффективному мышлению и развитию интеллекта. Конечно наш мозг, как и любая часть нашего тела, нуждается в упражнениях, в тренировке.
Более того, к сожалению, эффективность работы мозга падает даже раньше, чем другие наши важные органы. Поэтому, мозг нужно упражнять, нужно поддерживать его в тонусе. Для этого есть много разных методов и вещей, которые на это влияют. Сюда относится и общее состояние организма, поэтому нужно не забывать заниматься спортом. Всё взаимосвязано.
Но если говорить конкретно о мозге, то лучшими упражнениями являются разные интеллектуальные игры. Не зря я уже на протяжении 25-и лет всем этим занимаюсь, и не перестаю пропагандировать.
Есть очень интересные исследования, показывающие, большинство людей, которые играют в шахматы, нарды, шашки, карточные игры, лет до 90 сохраняют хорошую интенсивность мозговой деятельности.
Что касается отдыха, отдыхать, конечно, тоже нужно. Но отдыхать нужно с умом. Выбирать те способы отдыха, которые действительно дают мозгу расслабиться и подзарядиться энергией для дальнейшей активной деятельности.
Наверняка, большую в вашей жизни занимает литература. Какая именно?
Литература разная. К сожалению, в последние полгода, у меня почти не остаётся времени на чтение художественной литературы. Приходится читать очень много профессиональной. На самом деле я страдаю от того, что не хватает художественной литературы. Очень надеюсь, что вскоре смогу вернуться к любимому делу.