13. ФОРМИРОВАНИЕ НАБОРА ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА

1. ФАКТИЧЕСКАЯ ОШИБКА
2. НЕЯВНАЯ ФАКТИЧЕСКАЯ ОШИБКА
3. СЛИШКОМ ПРОСТОЙ ВОПРОС
4. «ДУАЛЬ»
5. «КОЛОМНА»
6. ВОПРОС НА ЧИСТОЕ ЗНАНИЕ
7. НЕБРЕЖНЫЕ ФОРМУЛИРОВКИ
8. ВОЛЬНЫЕ ТРАКТОВКИ И КАТЕГОРИЧНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ
9. «А СМЫСЛ?»
10. «СВЕЧКА»
11. «ГРОБ»
12. ЦИТАТА
13. ФОРМИРОВАНИЕ НАБОРА ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА

Этот раздел не имеет прямого отношения к рассматриваемым проблемам, тем не менее он представляется мне совершенно необходимым. Дело в том, что для проведения турнира недостаточно написать хорошие вопросы. Нужно еще определить подходит ли каждый конкретный вопрос именно для этого турнира, а те вопросы, которые подходят, – распределить. Рассмотрим ошибки, которые при этом допускаются наиболее часто.

Я уже писал о том, что сложность вопросов – понятие относительное. Вопрос, который слишком прост для взрослых команд, может быть вполне подходящим для детей. Но и для взрослых бывают самые разные турниры. Соответственно, вопрос, который неминуемо окажется «гробом» в турнире с не очень сильным составом, вполне может быть уместен, например, в играх Суперлиги Чемпионата МАК.

Еще одна, весьма существенная, на мой взгляд, ошибка – использование в одном наборе большого количества вопросов с одинаковым источником информации. Команда, в которой есть игрок, знакомый с этим источником, имеет в таком случае ничем не оправданное преимущество над соперниками. Впрочем, и вопросы, почерпнутые из разных источников, могут оказаться очень похожими. А ведь не секрет, что у каждого игрока и у каждой команды есть любимые и нелюбимые темы и виды вопросов. Все участники турнира оказываются в равном положении только тогда, когда задаваемые вопросы максимально разнообразны. Абсолютно недопустимо задавать в одном турнире два вопроса с одинаковым ответом, а такое бывает. Не следует забывать и о том, что вопрос, как и любое литературное произведение, всегда несет отпечаток личности его автора. Все вопросы, написанные одним человеком, в чем-то похожи, какими бы разными по форме и содержанию они ни были. Игрокам, хорошо знакомым с творчеством того или иного автора, его вопросы обычно дают определенное преимущество. Поэтому в хорошем наборе должны использоваться вопросы разных авторов; чем их больше, тем лучше!

ВЫВОД. Составляя набор вопросов, следует иметь в виду, какие именно команды будут на них отвечать, и учитывать это обстоятельство при априорной оценке их сложности. Нужно всеми способами добиваться того, чтобы вопросы в наборе были максимально разнообразными по форме и содержанию.
В заключение хочу поблагодарить за деятельное участие в работе над этой статьей известных московских игроков – Ирину Тюрикову, Владимира Белкина, Дмитрия Иванова, Вадима Калашникова, Андрея Любимова, Евгения Нехаева, Григория Острова, Антона Чернина, Бориса Чигидина.

Особую благодарность я хочу выразить Вадиму Карлинскому, Дмитрию Белявскому и Илье Иткину, помощь которых просто неоценима.

Максим Поташев. Москва, 1997 год.