4. «ДУАЛЬ»

1. ФАКТИЧЕСКАЯ ОШИБКА
2. НЕЯВНАЯ ФАКТИЧЕСКАЯ ОШИБКА
3. СЛИШКОМ ПРОСТОЙ ВОПРОС
4. «ДУАЛЬ»
5. «КОЛОМНА»
6. ВОПРОС НА ЧИСТОЕ ЗНАНИЕ
7. НЕБРЕЖНЫЕ ФОРМУЛИРОВКИ
8. ВОЛЬНЫЕ ТРАКТОВКИ И КАТЕГОРИЧНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ
9. «А СМЫСЛ?»
10. «СВЕЧКА»
11. «ГРОБ»
12. ЦИТАТА
13. ФОРМИРОВАНИЕ НАБОРА ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА

Дуалью обычно называть ситуацию, когда помимо авторского ответа существуют и другие варианты, полностью соответствующие условиям, сформулированным в вопросе. К фатальным последствиям это чаще всего не приводит, поскольку в турнирной практике принято засчитывать все такие ответы как правильные. Однако дуаль почти всегда свидетельствует о том, что автор недостаточно поработал над вопросом и не продумал всех возможных вариантов. Разумеется, бывают и исключения.

Вопрос. У НАТО их 4, у Китая 5, у Грузии 7, а у кого их 6?

Ответ. У Израиля (концов у звезды – государственного символа.)

Ответ «Russia» (именно в английском написании) был, естественно, признан правильным. Действительно, в слове NATO 4 буквы, в слове China — 5, в слове Georgia – 7, а в слове Russia – 6! Предположить такой поворот темы автору вопроса, конечно, было очень сложно. Типичный несчастный случай!

Вопрос. «Уши выше лба не растут», любил повторять премудрый пискарь. Назовите двух людей, явно нарушивших эту премудрость.

Ответ. Царь Мидас и Маленький Мук.

А вот автор этого вопроса мог и должен был ожидать, что дуальные варианты найдутся. Речь идет о классическом сюжете, и было бы просто странно, если бы во всей мировой литературе история о человеке, у которого выросли большие уши, встречалась всего два раза. Можно вспомнить и Ника Основу из «Сна в летнюю ночь», и Пиноккио (хотя спор о том, можно ли считать Пиноккио человеком, отнял много здоровья и у команды, давшей такой ответ, и у жюри).

ВЫВОД. Если автор вопроса чувствует, что дуаль возможна, – могут помочь метки. (Правда, после внесения метки в вопрос часто возникает еще менее приятная ситуация – так называемая «логическая дуаль». О ней разговор дальше.) Главная проблема – автору очень трудно понять, существуют ли альтернативные варианты ответа. Единственный совет, который я могу дать по этому поводу, применим во всех случаях жизни. Одна голова хорошо, а две (три, четыре, пять,…) лучше. Чем больше людей участвует в работе над вопросом, тем больше вероятность, что удастся выявить все дуальные варианты. С другой стороны, сколько людей, столько и мнений. На этапе редактирования текста вопроса (а этот этап совершенно необходим) уже четыре человека скорее всего не смогут прийти к удовлетворяющему всех решению, поскольку обычно они имеют совершенно разное представление о канонах русского языка. Поэтому можно привлекать сколь угодно много людей в качестве консультантов, а вот редактировать вопрос должны не более двух – трех человек.