ЧАСТЬ 1. Формирование команды Родовая травма

Вступление
Часть I
Формирование команды Родовая травма

«Друзья или коллеги?»
Игровые функции
Капитаны, капитаны…
Об отношениях в команде
Мотивация
Распространенные ошибки и предрассудки
Часть II Игра
«Порядок бьет класс»

Железные правила
Минута обсуждения
Техника обсуждения — стандартные приемы
Техника обсуждения — менее известные приемы
Самое сложное
Стратегия и тактика
Заключение

Кто неправильно застегнул первую пуговицу,
уже не застегнется как следует
И.В.Гете

Очень многое в судьбе команды зависит от обстоятельств ее появления на свет. Команды рождаются двумя способами – стихийно и целенаправленно.

Стихийное возникновение команды – более распространенный вариант. Обычно это происходит так: тем или иным способом узнав о возможности поиграть в ЧГК в городском клубе, одноклассники, однокурсники или просто друзья решают попробовать свои силы, приходят на тренировку или сразу на турнир и, естественно, садятся за стол вместе. Чаще всего такие составы живут недолго – вскоре выясняется, что не всем членам новорожденной команды игра интересна в равной степени. Обычно в игре остаются один-два человека — наиболее заинтересовавшиеся и почувствовавшие, что смогут добиться успеха. Бывают, конечно, и исключения – я знаю команды, игравшие в первоначальном составе не один год. Впрочем, до самого высокого уровня подняться ни одной из них не удалось.

Второй вариант требует участия опытного игрока или тренера (т.е. человека, за эту команду не играющего, но принимающего участие в ее судьбе). Методика формирования новых команд в разных клубах не слишком различается. Практически всегда она восходит к классической ворошиловской «карусели» – игроков сажают за стол в разных сочетаниях, задают им вопросы и определяют оптимальный вариант состава. Критерии, которыми при этом руководствуются тренеры – это уже ноу-хау каждого из них. Правда, подозреваю, что у большинства тренеров вообще нет сформулированных критериев – оптимальный состав определяется по наитию. У меня лично кое-какие критерии есть, и я расскажу о них в следующих главах. Пока же отмечу пару весьма распространенных ошибок, которые допускают при формировании команды.

Во-первых, надо помнить, что за игровым столом с людьми происходят удивительные метаморфозы. Игра, конечно, модель жизни, но очень специфическая. Ярко выраженные лидеры — активные, общительные, мгновенно становящиеся своими в любой компании — за игровым столом неожиданно теряются, а угрюмые, замкнутые интроверты в игре фонтанируют идеями, блестяще обсуждают и наслаждаются общением с партнерами. Конечно, так бывает не всегда, есть люди, которые ведут себя абсолютно одинаково как в игре, так и вне ее. Тем не менее, какие-либо выводы о потенциале игрока и о том, как он впишется в команду, можно сделать, только посмотрев на него в деле.

Во-вторых, следует иметь в виду, что разным людям нужно разное время на то, чтобы найти себя в игре, продемонстрировать свои истинные возможности и определить приоритетные функции. Одни игроки проявляются сразу, другим нужны месяцы и даже годы, чтобы понять суть игры, но потом они оставят далеко позади тех, кто схватывает на лету. Некоторые опытные тренеры умеют разглядеть в игроке скрытый потенциал, но никому не советую переоценивать свои прогностические способности в этой области.

Важнейший вопрос, который должен быть решен при формировании команды – количественный состав. Шесть человек или больше? Если больше, то насколько? Однозначных ответов у меня нет. Команде, в которой ровно шесть игроков, приходится непросто. Если один из игроков заболел или у него нашлись неотложные дела, команда вынуждена либо играть в неполном составе, либо искать легионеров. С другой стороны, у команды большего численного состава неизбежны проблемы другого рода. У нее всегда набирается полный состав, но сплошь и рядом возникает ситуация, когда могут и хотят играть больше шести человек, а значит, необходимо принимать непростое решение – кого оставить за бортом. Если все игроки равноправны, тот, кто не играет, нервничает и обижается. Поэтому такая команда неустойчива и недолговечна. Чтобы этого избежать, игроков часто делят на основных и запасных. Действительно, у игрока, который заранее знает, что он запасной и сядет за стол только в случае отсутствия одного из основных игроков, нет повода для обид. Но и стимулов оставаться в данной команде у него немного. Значит, такая команда тоже долго не проживет.

По моему опыту, оптимальный вариант – шесть или семь игроков. Восемь – допустимо, но нежелательно. Больше – уже не команда, а аморфное образование, у которого крайне мало шансов оказаться успешным. Но, в конечном счете, все зависит от конкретных персоналий. Имеет смысл рискнуть и ограничиться шестью игроками, если все шестеро действительно любят игру и относятся к ней достаточно профессионально. Тогда можно рассчитывать на то, что играть в неполном составе команда будет редко. В противном случае без запасных не обойтись, поскольку регулярно играть в неполном составе претендующая на серьезные результаты команда не должна.