Мотивация

Вступление
Часть I
Формирование команды Родовая травма

«Друзья или коллеги?»
Игровые функции
Капитаны, капитаны…
Об отношениях в команде
Мотивация
Распространенные ошибки и предрассудки
Часть II Игра
«Порядок бьет класс»

Железные правила
Минута обсуждения
Техника обсуждения — стандартные приемы
Техника обсуждения — менее известные приемы
Самое сложное
Стратегия и тактика
Заключение

Победа — не главное,
но только она чего-то стоит.
Фабио Капелло

Как я уже писал, все игроки команды должны четко понимать, чего они хотят от игры — интересного и приятного времяпрепровождения или высоких спортивных результатов. Разумеется, эти две цели нельзя считать прямо противоречащими друг другу — команда, ожесточенно сражающаяся за победу, вполне может одновременно и удовольствие от процесса получать. С другой стороны, команда, играющая ради удовольствия, наверняка получает несколько меньше положительных эмоций, чем ей бы хотелось, если занимает последнее место в турнире. Тем не менее, расстановка приоритетов важна, поскольку разные приоритетные цели диктуют разные стратегии развития команды. Точнее, команды, для которых спортивный результат приоритетом не является, могут вообще не развиваться. Команда же, ориентированная на результат, просто вынуждена постоянно усиливаться, даже если она уже достигла вершины — иначе ее очень быстро догонят и обгонят. Она находится в положении, описанном Льюисом Кэрроллом — чтобы оставаться на месте, надо бежать вперед.

В команде, ориентированной на получение удовольствия, ситуация иная. Если в ней оказывается амбициозный игрок, которому жизненно необходимы победы, ему быстро станет неуютно. Равнодушие партнеров к результатам будет его раздражать, попытки их переориентировать, скорее всего, закончатся неудачей, и в команде он вряд ли задержится.

Детальное обсуждение мотивации команд, не имеющих спортивных амбиций, не имеет прямого отношения к тематике этой книги, поэтому дальше речь будет идти только о тех командах, которые стремятся выигрывать. Для них важно иметь не просто мотивацию, а «правильную» мотивацию. Во-первых, она должна быть здоровой. Распространенные «болезни» подробнее рассмотрим ниже. Во-вторых, она должна опираться на адекватную оценку своего уровня игры. Считать, что никакого места, кроме первого, не существует, нормально для команды, которая уже неоднократно побеждала и объективно превосходит по классу большинство конкурентов. Влияние случайных факторов в ЧГК достаточно велико, тем не менее, существенный разрыв в классе практически всегда претворяется в разницу в очках. Лет 15 назад, на заре развития спортивного ЧГК, табели о рангах еще не существовало, и вполне нормальной была ситуация, когда совсем новая, никому не известная команда занимает очень высокое место в представительном турнире. Сейчас подобные случаи представляются исключительными. В любом турнире есть заведомые фавориты, и борьба за победу обычно идет именно между ними. Разумеется, со временем фавориты меняются, одни суперкоманды уходят в историю, другие занимают их место. Но пройти путь от подножия до вершины пирамиды сейчас реально как минимум года за два, и то при очень удачном стечении обстоятельств (если, конечно, речь идет именно о неопытных игроках, а не о новой команде, составленной из «зубров»). Следовательно, начинающая команда должна иметь терпение, не стремиться добиться всего и сразу. Она должна ставить перед собой реальные цели, радоваться их достижению и не слишком огорчаться из-за неудач, которых поначалу не избежать. Но при этом надо верить в себя и понимать, что не боги горшки обжигают.

С другой стороны, команда высшего уровня, заняв неподобающее место в турнире, должна испытывать естественное огорчение, иначе что-то с ней не так. Вероятно, она подхватила одну из тех болезней, которые традиционно сопутствуют успеху. В частности, крайне опасны шапкозакидательские настроения, вытекающие обычно из той же неадекватной оценки себя и соперников. В таких случаях после поражения игроки обычно пытаются убедить себя и других в том, что для них просто был не очень важен проигранный турнир, поэтому они расслабились и не выкладывались, а вот если действительно захотят — тогда, конечно, легко всех обыграют. Лучше подобным самообманом не заниматься, а честно признать, что соперники в этот раз оказались сильнее и в будущем слабее не станут, поэтому легких побед ожидать не приходится.

Другая проблема команд, добившихся серьезных успехов, заключается в том, что соперники пристально следят за игрой фаворитов и делают далеко идущие выводы из локальных поражений и побед. Фактически, такая команда вынуждена постоянно подтверждать высокий класс, чтобы не выглядеть «калифом на час». Разумеется, это большая ответственность, которая психологически давит. А что еще опаснее, у команды может произойти подмена мотивации — вместо жажды победы ею начнет руководить боязнь поражения. И это почти гарантирует неудачу — тот, кто боится проиграть, не выигрывает. Достаточно одного-двух игроков, зараженных этой болезнью, чтобы полностью разрушить игру команды. Их необходимо как можно быстрее успокоить, объяснить, что поражения бывают у всех, и воспринимать их надо адекватно. Бывает и так, что это недомогание проходит само.

Не менее опасная болезнь игроков успешных команд — пресыщенность. Если команда выиграла турниры всех уровней (впрочем, таких команд пока очень немного), ей просто не за что бороться и не к чему стремиться. Она рискует вообще утратить интерес к игре. Обычно жизнь сама расставляет все по местам — команда, потерявшая стимулы, неминуемо терпит чувствительные поражения, которые ее отрезвляют и дают новую цель — вернуть потерянные позиции. Но, к сожалению, вылечиться удается не всем.

В клинических случаях, когда эти болезни принимают хронический характер, остается только хирургический путь — надо менять состав. При этом приглашать в команду, естественно, необходимо игроков с «правильной» мотивацией — жаждущих побед и еще не избалованных ими. Сочетание «мэтров» и «молодых волков» может оказаться очень успешным, если они сумеют найти общий язык.