Радик ХАБИБУЛЛИН: «СОЧИНИТЬ ВОПРОС -КАК НАПИСАТЬ ПОЭМУ»

Металлург (Березники, Пермская область)
15.01.2005

С Радиком Хабибуллиным, электромонтёром пожарной сигнализации цеха №47, читатели уже знакомы по серии публикаций в предновогодних номерах газеты «Металлург».
Объектом всеобщего внимания он стал благодаря вопросу, отправленному в адрес передачи «Что? Где? Когда?» Знатоки так и не смогли ответить, для чего нужен глиняный сосуд в виде лягушки. Этот вопрос и открыл путь Радику Хабибуллину в интеллектуальное казино, где он побывал накануне Нового года. — Как вам удалось попасть, можно сказать, в уже историческое место Москвы и на финальной игре задать знатокам очередной вопрос? — Всё очень просто. За несколько дней до игры мне позвонил редактор программ «Что? Где? Когда?» и сказал, что мой новый вопрос появится на столе лишь в случае моего присутствия на игре. Естественно, от такого заманчивого предложения я отказаться не смог. Так же попали на игру и остальные авторы вопросов, среди которых был и знаменитый спортивный комментатор Василий Уткин. — Каким вопросом вы на этот раз озадачили знатоков? — Суть моего вопроса заключалась в следующем. В конце 19-го века в Брюсселе проходил Всемирный железнодорожный конгресс. Один из выступавших уверял собравшихся, что нельзя никогда разлучать жену с мужем, потому что только благодаря ему она может быть полностью обеспечена в жизни. Его оппонент утверждал, что в Париже очень много женщин имеют несколько мужчин, вследствие чего живут в большем достатке. О чём идёт речь? И только с подсказки зала команда Андрея Бычуткина дала правильный ответ: речь шла о целесообразности эксплуатации паровоза сменными бригадами машинистов. — Давайте немного отойдём от интеллектуальной темы. Думаю, нашим читателям будет интересно узнать, где проходят игры «Что? Где? Когда?», какая атмосфера царит в зале и вообще, как всё это выглядит с обратной стороны телеэкрана? — Начнём с того, что это шикарное шоу, завораживающее своей красотой и, в то же время, поражающее мизерной площадью и почти спартанскими условиями для присутствующих. Этот легендарный домик в Нескучном саду, располагающийся на юго-западе Москвы неподалёку от Ленинского проспекта производит впечатление если не избушки на курьих ножках, то летней веранды в мичуринском саду уж точно. Никакого отопления, водоснабжения и прочих благ цивилизации там нет. Нет даже сетей электроснабжения, всё оборудование питается от четырёх дизельных генераторов. Не знаю, чем обусловлены такие условия, но всё же живописнее места для отдыха и интеллектуального труда, пожалуй, и не найдёшь. — Что особенно запомнилось во время присутствия на игре? — Очень удивили вагончики, похожие на времянки строителей, где располагались технические работники программы и артисты музыкальных пауз. Выступавший в перерывах Андрей Макаревич появлялся именно оттуда. Необычным было и присутствие большого числа сотрудников милиции, которых в кадр, естественно, не берут.
Поразили и необычайно долгие репетиции перед программой — всё-таки прямой эфир. Только на расстановку зрителей в тесном зале, напоминающую укладывание огурцов в банку, уходит почти полчаса. Ещё запомнились появления перед началом музыкальных перерывов Бориса Крюка. Он объявлял продолжительность паузы и предупреждал, что всех опоздавших ждёт участь наблюдать за игрой с улицы. Существенных размеров молодой человек с молотом, стоящий у дверей и бьющий в гонг, после начала прямого эфира в домик никого не пустит. Поразил и своей красотой фейерверк после окончания программы. — Кстати, почему в этот раз не было сыплющихся искр на аллее, ведущей к сцене? — На одной из передач эти каскады огней серьёзно испортили вечерние наряды и причёски присутствующих, после чего их решили не включать. — Как работника не только газеты, но и телевидения меня очень интересует, как «делается» прямой эфир и как работают операторы в зале? — В прямом эфире передачу смотрят только жители Москвы, Московской области и некоторых соседних областей. Мы же смотрим её в записи из-за технических проблем со спутником, причём зачастую это укороченный вариант. Несмотря на колоссальную работу операторов, осветителей, звукорежиссёров и звукооператоров, долгие репетиции, где оттачивается, каждое движение, накладки всё же бывают, хоть и редко. — Вы пробыли в Москве почти двое суток, стоимость проживания в столичной гостинице, как известно, довольно внушительная. Оказали ли вам помощь в этом вопросе? — Разумеется. Все расходы за проживание взяли на себя организаторы игр. — Ещё немного о финансах. Выплатили ли вам 13 тысяч за вопрос с лягушкой? — Пока нет. Но, думаю, на постоянного спонсора игр «Что? Где?
Когда?» — «Бин-Банк» можно рассчитывать. — Полученная масса приятных эмоций от поездки вдохновила вас на новые интеллектуальные состязания с элитарным клубом? — Конечно. Но даже если бы я не съездил на игру, всё равно бы не перестал заниматься этим, поистине увлекательным делом. Ведь сочинение вопросов, сравнимо с сочинением стихов или написанием поэмы.

Илья ГЛАДКИХ